Закрытие счетов на Кипре: Новая реальность?

Дальнейшее ужесточение требований кипрских банков к нерезидентам и офшорным компаниям. Стоит ли рассматривать новые юрисдикции для размещения капитала?

Не проходит и пары месяцев, чтобы мы не узнали о новых инициативах по повышению прозрачности капиталов на самом высоком государственном и межгосударственном уровне. Так, в начале января появилась информация от Bloomberg о закрытии счетов российских бизнесменов на Кипре, связанных с непредоставлением информации о происхождении средств. Те, кто по роду деятельности постоянно сталкиваются с созданием и изменением юридической структуры бизнеса, знают, насколько сильно изменился мир за последние несколько лет.

Отмечу лишь несколько моментов:

  • Открытие банковского счета для компании или физического лица — нерезидента в ЕС и сопутствующих странах (таких, как Черногория, Грузия, Армения) сейчас занимает от 1,5 месяцев с предоставлением полного комплекта документов и детальной проверкой без какой-либо гарантии конечного результата, тогда как еще недавно такие счета (хоть и не везде) можно было открывать пачками и без каких-либо вопросов со стороны банков. Во многих случаях такой счет не откроют без налогового номера и подтверждения присутствия компании в стране (так называемый substance).
  • Требования о подтверждении источников происхождения денежных средств появляются буквально на глазах. Например, до начала 2019 года можно было открыть брокерский счет в крупном американском брокере без вопросов к происхождению капитала. Но за пару месяцев до Нового Года стало известно, что теперь прохождение процедур «compliance» является обязательным для новых клиентов.
  • Активный старт автоматического обмена налоговой информацией между странами, последствия которого мы еще не ощутили в полной мере, так как данные начали поступать и обрабатываться совсем недавно.
  • Широкомасштабное приведение офшорными странами законодательства к требованиям ОЭСР (организации экономического сотрудничества и развития), а также постепенное внедрение требований compliance клиентов, раскрытия информации о бенефициарах и вступления в процесс автоматического обмена налоговой информацией под давлением ОЭСР.

Почему это происходит?

Главные бенефициары процесса «деофшоризации» — развитые и не только страны с достаточно высоким уровнем налоговой нагрузки, для многих из которых в последнее десятилетие стал характерен хронический бюджетный дефицит (он связан со многими факторами — переносом производства в развивающиеся страны, ростом социальных расходов и пр.). Это заставляет государства очень внимательно относиться к поступлению доходов и, в том числе, обращать внимание на способы незаконной оптимизации налоговой нагрузки с применением офшорных юрисдикций.

Что характерно и очень важно — в повышении прозрачности заинтересованы практически все основные мировые игроки, несмотря на текущие политические разногласия, поэтому нет практически никаких сомнений, что взаимодействие будет налажено даже между странами, внешне имеющими достаточно много точек для напряженных дискуссий (например, США и Россия). А те страны, которые не заинтересованы (обычно это страны, зарабатывающие на предоставлении офшорной инфраструктуры) — будут вынуждены участвовать в процессе, так как в ином случае будут легко отрезаны от мировых финансовых потоков.

Будущее «прозрачной» структуры владения

Совпали несколько важных условий для беспрецедентного «обеления» мировой экономики — развитие ИТ-инфраструктуры позволяет значительно упростить процесс учета и обмена информацией, большинство глобальных игроков имеют высокую степень заинтересованности в прозрачности финансовой информации. Поэтому можно предположить, что мир будет достаточно динамично двигаться к обелению экономики и сокращению серого рынка, а также сокращению использования офшоров в традиционном понимании этого вопроса — для оптимизации налогообложения. Государства, которые откажутся участвовать в этом процессе — попадут в черные списки и капитал, имеющий происхождение или находящийся в такой стране, будет иметь серьезные проблемы с его признанием в цивилизованном мире.

Временной горизонт данных нововведений достаточно сложно очертить, но уже сейчас эта модель с некоторыми приближениями работает для крупных капиталов, а со временем начнет работать и для небольших.

Что делать?

Требования к легальному и прозрачному происхождению денежных средств — это новая реальность, попытка убежать от которой сомнительна с точки зрения экономии денежных средств и времени. На текущий момент остаются лазейки и возможности для такого побега, но все они будут методично прикрываться.

В связи с этим, если вы не наркобарон и не коррупционер со стажем, можно посоветовать следующую стратегию соответствия новым требованиям:

  1. Платить налоги в соответствии с требованиями законодательства (безусловно, с учетом легальной оптимизации).
  2. Тщательно собирать документы о происхождении капитала — это могут быть договоры купли-продажи недвижимости и бизнеса, декларации 2 и 3-НДФЛ (и аналогичные на западе), налоговые декларации индивидуального предпринимателя, выписки с ваших банковских и брокерских счетов и пр. Фактически, вам требуется методично и полностью писать историю вашего капитала.
  3. Строить прозрачные в плане владения и обоснованные с точки зрения налоговой и административной нагрузки юридические структуры владения капиталом, желательно не в офшорных гаванях. Существует достаточное количество юрисдикций, которые предоставляют хорошие возможности для оптимизации структуры, являясь при этом белыми юрисдикциями (Кипр, США, Нидерланды и пр.)